
В тесте «Говорение» экзаменов высоких уровней есть задание, где кандидат должен произнести монолог на заданную тему. На монолог отводится 1 минута. Времени для подготовки нет, а значит, надо суметь быстро сориентироваться, включить логику, встряхнуть лексический и грамматический резерв, и потрясти оценщиков своими способностями.
Звучит фантастически сложно, но каждый может справиться, особенно если учтёт наши советы.
Надо привыкнуть к этому отрезку времени.
- Включите таймер и просто подождите одну минуту, прислушиваясь к своим ощущениям. Много это или мало?
- Откройте любой текст и читайте его вслух, включив таймер. Вы увидите, что за минуту можно сказать достаточно много.
- Воспользуйтесь образцами ответов с сайта Cambridge или из официальных пособий для подготовки к экзамену. Перестройте, перепишите несколько монологов «под себя», сделайте яркие языковые акценты.
- Постройте план этих образцов и попробуйте его представить в виде схем или рисунков – нам нужен образ, который отложится в вашей памяти и послужит опорой для спонтанной речи.
Необходимо обеспечить достаточную тренировку.
- Включайте таймер при любой практике говорения на занятии. Контроль времени должен стать нормой и не вызывать паники.
- Используйте таймер как инструмент активизации практики речи. Например, как в игре Just a Minute (by Jim Scrivener). На этапе свободного обсуждения по теме урока, применяйте правила игры: учитель работает с таймером на 1 минуту, студент высказывается по проблеме, остальные готовы вступить в любой момент. Этот момент наступает, если 1. говорящий замешкался, его пауза неестественна. 2. говорящий повторяет то, что уже сказал ранее, даже если это перефраз. 3. минута закончилась. В любой из таких моментов другой студент может вступить, произнеся фразу Just a Minute! Если вы любите определять победителей, то это будут студенты, которым удалось проговорить все 60 секунд.
Внимательно изучите требования к монологу.
- Важно понимать, что оцениваются именно языковые способности и знания – владение сложными грамматическими структурами, использование разнообразной лексики, применение средств логической связи, фонетическое оформление речи.
- Типичные ошибки кандидатов – попытка привести речь к выводу (и часто остается ещё несколько секунд, а кандидат уже закончил), излишняя концентрированность на теме (а тема – это лишь стимул, можно и нужно давать волю фантазии и расширять тему, особенно если она вам не очень интересна).
Кандидат, который умеет контролировать время, не боится «не успеть», не боится, что его остановят, сможет сосредоточиться на выполнении задания и покажет себя в лучшем свете.